Факт 1

С 2003 года, почти каждый год, 1-го апреля в Бишкеке проходит важное художественное событие – первоапрельский конкурс, в котором соревнуются художники разного “полета”, техник, стилей и стран (преимущественно из Центральной Азии). Конкурс задумывался студией “MUSEUM” и арт-группой “TUMAR”, как арт-площадка, где могут на равных встретиться представители современного искусства и традиционного: концептуалисты и прикладники, профи и любители. Где было бы интересно наблюдать, как каждый сможет отреагировать на заявленную тему.

Факт 2

Конкурс совершенно не приемлет титулы и вбирает людей разного “калибра”. Поэтому здесь можно столкнуться с яркими художниками Центральной Азии в неформальной обстановке. В разное время на конкурсе участвовали такие художники, как: Елена и Виктор Воробьевы, Ербол Мельдибеков, Вячеслав Ахунов и т.д. Работы этих художников были представлены на различных известных художественных площадках.

Факт 3

Темы конкурсов каждый год менялись и приводили в ужас обывателей и работников культуры. Вот список некоторых названий конкурса: «Чайник», «Калпак», «Стоячие носки», «Автопортрет в натуре», “Рекламная пауза”, “Самоучитель KG” и т.д. Названия придумывал Улан Джапаров – профессиональный архитектор, неформальный куратор и культуролог, главных вдохновитель и организатор первоапрельского конкурса.

Факт 4

2

На конкурсе “Калпак” школьница представила головной убор с изображением тогдашнего президента Аскара Акаева. На конкурс пришли люди в костюмах внушительных габаритов, видимо, из президентской охраны и начали расспрашивать, чья это работа. Девочка быстро спряталась в толпе зрителей.

Факт 5

Темы конкурсов предлагались в традиционном разговоре за чаем в студии “MUSEUM”. Здесь же, иногда и проходили сами конкурсы. В неформальной, расслабленной обстановке рождались смешные названия, которые тем не менее, затрагивали далеко нешуточные темы.

arttom4

Факт 6

Один год был полностью посвящен перформансу. Участники должны были разыграть ситуацию. Архитектор Айбек Майлыбашев всю работу построил вокруг мечтаний на унитазе, а другой архитектор – Медер Ахметов – разыграл звонок своей бабушке, где он признавался и раскаивался в детском проступке, о котором умалчивал долгие годы. Зрители оставались в недоумении – правдивый ли был звонок? Как оказалось – звонок был правдивый.

IMG_6849

Факт 7

Гамал Боконбаев – является бессменным жюри конкурса. До бессменной роли Гамал был дизайнером на конкурсе – именно он создавал имидж, пригласительные, первые DVD-каталоги, придумывал кучу разных “фишек”. Гамал – одна из ярких и противоречивых фигур в современном искусстве, написавших множество статей, в которых он иронично и даже язвительно вопрошает о роли современного искусства Кыргызстана. Но, как иногда он сам пишет, язвительность для него – это способ подтолкнуть художника к новым, неожиданным решениям. Для первоапрельского конкурса Гамал написал статью “Первоапрельские тезисы”. Название отсылает к знаменитым “Апрельским тезисам” Ленина, где вождь пролетариата предлагал, как можно скорее запустить очередную революцию.

Факт 8

В 2010 году темой конкурса была “Рекламная пауза”. И хотя название конкурса совершенно далеко от тогдашней напряженной политической ситуации в стране, тем не менее, напряжение чувствовалось в представленных работах. Через несколько дней после открытия выставки – 7 апреля – грянула революция.

Факт 9

1

В 2009 году на конкурсе «Автопортрет в натуре» была представлена работа известного художника из Душанбе – Алексея Румянцева. Со слов Гамала Боконбаева: “Алексей приехал в Бишкек – немного расслабился. И, понимая, что ничего не успевает, упал со стыда лицом прямо в салат. Очнулся и понял: “Не зря!”, – так получилась инсталляция”.

Факт 10

В этом году тема выставки “Табурет”. Участникам предлагается поработать с темой ПЕРВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. Табуреты в нашей повседневности являются “кирпичиками жизни”, простыми неделимыми элементами, атомами. Тема отсылает к Демокриту, который рассуждал об атомах мира и Лейбиницу, который много веков спустя ввел понятие “монады”. В центральноазиатском искусстве тема первых элементов не нова: узбекистанский художник – Вячеслав Усеинов работает с фракталами в живописи, Елена и Виктор Воробьевы работают с пространственными первичными элементами, такими как “близко-далеко”, “верх-низ” и т.д. Все это будет представлено на конкурсе.

dima

Фото: архивы студии “MUSEUM”